1,5 миллиарда человек в 94 странах мира говорят по-английски. Сможешь и ты!

Память человека или как сделать любое обучение эффективным

Как работает наша память? Как больше запоминать и перестать забывать?

Это самые главные вопросы, которые лежат в основе всего, что мы изучаем и делаем. Твоя память оказывает влияние буквально на все: школу, карьеру, жизнь и даже на чувство собственного достоинства.

Сегодня мы расскажем тебе о памяти с научной точки зрения и покажем, как применять эти знания на практике.

Принципы работы памяти

Как выглядит 100 рублевая купюра? Думаешь, сможешь ее нарисовать? Несмотря на то, что мы видим рублевые купюры и монеты каждый день, и имеем бесконечное количество возможностей запомнить, как они выглядят, очень немногие смогут нарисовать одну. Видеть что-то много раз не значит запоминать. Почему же мы не можем нарисовать 100 рублевую купюру, но мы сразу можем узнать ее, как только увидим?

Чтобы разрешить эту загадку нам нужно разобрать этапы работы памяти. Их всего 3:

  • Кодирование информации – поступление информации в мозг
  • Хранение – удержание информации в мозгу
  • Вызов - извлечение нужной информации

Понимание этих трех этапов очень важно, если ты хочешь, чтобы твоя память лучше работала. Любая попытка улучшить память должна либо кодировать информацию лучше, хранить ее лучше или извлекать. Как же это сделать?

Кодирование – поступление информации в мозг.

Кодирование – это процесс запечатления информации в мозгу. Если плохо закодировать информацию, нЕчего будет хранить и извлекать.

Первый способ кодирования информации – повторять ее много раз. Ученые называют эти повторения – «репетиции» информации.

Как бы то ни было, эксперимент со сторублевой купюрой доказывает, что многократные повторения не всегда ведут к успешному извлечению информации.

Почему же мы не можем воспроизвести 100 рублевую купюру, а свой номер телефона воспроизводим с легкостью?

Когда ты запоминал свой номер телефона, ты не просто на него много раз смотрел. Ты, скорее всего, произносил его несколько раз вслух или пытался вспомнить номер на память. Потом проверял себя. Если ты делал ошибку, то исправлял ее и пробовал повторить еще раз. Как вариант, ты запоминал цифры во взаимодействии друг с другом, образуя различные комбинации.

В общем ты применял определенные стратегии и процессы, чтобы запомнить свой номер. В любом случае не обошлось без повторений, но эти повторения работали только вместе с вышеперечисленными стратегиями.

Если ты хочешь, чтобы твоя память эффективно работала, применяй определенные мыслительные операции во время кодирования.

Какие же операции наиболее эффективны?

Глубина обработки информации: почему, то, как ты обрабатываешь информацию, определяет сколько ты запомнишь.

Ученые полагают, что одним из самых важных факторов кодирования информации это глубина ее обработки. Чем глубже ты прорабатываешь информацию, которую нужно запомнить, тем больше вероятности, что она запомнится. Что такое глубокая проработка?

Глубина проработки — это придание значения информации. Значение информации помогают придать:

  • Качественные и понятные объяснения.
  • Структурирование.
  • Твое состояние и самочувствие во время кодирования.

Исследования показали, что если твое состояние во время кодирования будет таким же, как и во время извлечения информации, то процесс будет проходить намного успешней. Память полагается на химические процессы, с помощью которых образуются и укрепляются новые связи. Если ты обучаешься в определенном состоянии, то это состояние кодируется мозгом вместе с информацией.

Если ты принимаешь алкоголь, кофе или наркотики, находишься в хорошем или плохом настроении во время обучения, то и во время извлечения информации тоже нужно находиться в таком же состоянии. Это же относится и к тому, как ты занимаешься: стоя, сидя, выполняя упражнения и т.д..

Лучше всего обучаться в различных условиях и состояниях. И это логично, так как мы не всегда можем предугадать в каком состоянии мы будем находиться во время извлечения информации. Ученые, конечно, не рекомендуют заниматься и сдавать экзамены в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. А вот практиковать обучение, когда тебе весело и грустно, когда ты устал и когда полон энергии, очень полезно. Тогда ты подготовишь свое сознание к любым условиям.

  • Контекст.

Представь такую ситуацию. Ты встаешь из-за стола приготовить чашку чая. Идешь на кухню и вдруг забываешь, что хотел сделать. Возвращаешься к столу и внезапно вспоминаешь, что хотел сделать чай.

Ученые доказали, что память очень сильно зависит от контекста. Контекст это все, что находится с тобой во время кодирования информации. Наш мозг вместе с информацией кодирует и контекст, будто фотографирует весь момент с его окружением, создавая при этом воспоминание. Успешное извлечение информации будет зависеть от того, будет ли присутствовать тот контекст, во время которого происходило кодирование. Так как мысль о чашке чая пришла тебе за столом, то за столом, ты и вспомнил о ней.

Поэтому при обучении нужно стараться менять местоположения: заниматься как дома, так и на улице, одному и в обществе людей. Исследования показали, что студенты, которые занимаются в разных местах показывают результат на 30% лучше, чем те, кто занимается в одной комнате или в одном месте.

Обучаясь в разных местах, ты освобождаешь свой мозг от привязанности к контексту. Другими словами, ты учишь свой мозг извлекать информацию в любых обстоятельствах. И это здорово помогает работе памяти, так как ты никогда не знаешь точно, где будешь применять выученный материал.

  • Создание как можно больше связей с одним и тем же понятием.

Не только наше окружение становится контекстом для памяти, но и то, что мы учим и какие задания выполняем. Чем больше вопросов и дополнений ты применяешь к одному и тому же понятию, тем больше нейронных связей образует твой мозг между различными понятиями. А чем больше каналов и связей строит мозг, тем легче извлечь информацию в дальнейшем. Это потому, что извлечение больше не зависит от одного единственного понятия – слова или вопроса. Создание связей – это один из самых главных процессов глубокой обработки информации. О нем мы еще поговорим.

Хранение. Удержание информации в мозгу.

После того как ты закодировал информацию в мозг, теперь ее нужно там хранить. К сожалению, забывание это одна из функций мозга. Многие не помнят, что ели на ужин во вторник три недели назад. Но все точно помнят первый поцелуй. Почему же так происходит?

Забывание происходит по 2 причинам:

Сбой хранения – информация забывается, потому что наш мозг теряет ее со временем.

Сбой извлечения – информация в мозгу, но мы не можем достать ее.

Процесс забывания был первоначально изучен известным психологом Германом Эббингаузом. Он доказал, что осмысленное запоминание в 9 раз эффективнее механического заучивания. А также то, что в первые часы после обучения происходит самая резкая потеря информации, далее начиная со 2 дня забывается уже меньше.

Что же рекомендует Эббингауз? Секрет кроется в интервальном повторении материала по следующей схеме:

  1. повторение — сразу после ознакомления с материалом;
  2. повторение — через 20—30 минут после первого повторения;
  3. повторение — через 1 день после второго;
  4. повторение — через 2—3 недели после третьего;
  5. повторение — через 2—3 месяца после четвёртого повторения.

Почему же мы вообще забываем? И как это предотвратить?

Теория забывания: исчезает ли наша память со временем?

Наши воспоминания хранятся в живых тканях, которые неизбежно меняются со временем. Нейронные связи разрушаются и, как результат, воспоминания, которые там хранятся, исчезают вместе с ними.

К тому же есть еще одна причина разрушения наших воспоминаний - новая информация. Во время процесса кодирования формируются новые связи, а в гиппокампе (центр работы памяти) образуются нейроны, которые меняют его структуру и рисунок связей. И как результат становится сложнее извлекать старую информацию.

Таким образом если нужно удержать старую информацию в памяти, будет разумно повторять ее во время изучения нового материала, иначе она будет вытеснена. И лучший способ повторения – объединение новой информации с уже имеющейся.

Сон – пусть биология работает на тебя.

Обучение не заканчивается с окончанием занятий. Для того чтобы информация надолго обосновалась в системе долгосрочного хранения, должны также произойти структурные биологические изменения в мозговых тканях. Новые нейронные связи должны сформироваться и укрепиться.

Эти изменения не сиюминутные и занимают время. В науке процесс перехода недавних воспоминаний в долгосрочные называется «консолидацией или укреплением». Хотя некоторые укрепления происходят во время бодрствования, в основном этот процесс происходит во время сна. Поэтому нехватка сна сильно влияет на процесс забывания. Постоянная нехватка сна ведет к нарушению работы памяти.

Чтобы улучшить процесс запоминания информации, ученые рекомендуют спать и днем, и ночью.

Теория интерференции (вмешательства). Новая информация блокирует старую?

Пример с поцелуем показывает, что забывание это не просто исчезновение информации. Информация, которую мы запоминаем, зависит от «сигналов». «Сигналом» может быть что угодно: предмет, ситуация, временной период, слово, вопрос, понятие, запах. «Сигнал» образует связь с определенным воспоминанием. Чтобы достать воспоминание из мозга, необходимо активировать «сигнал». Если спаривать один и тот же «сигнал» с разными воспоминаниями, тогда будет сложно изымать определенные воспоминания.

Вернемся к примеру с ужином, если ты ужинаешь обычно в одном и том же месте, все эти ужины будут ассоциироваться с одними теми же сигналами (обстановка во время ужина, те же люди, то же место). Таким образом будет сложно вычленить какой-то определенный ужин, например тот, который произошел 2 недели тому назад. А что касается поцелуя, то наверняка ты не часто испытываешь эффект первого поцелуя. Его контекст не спарен ни с какими другими воспоминаниями, и значит его легче вспомнить.

Разрушение воспоминаний другими воспоминаниями, которые спарены с теми же самыми «сигналами» называется «интерференция, вмешательство».

Чтобы избежать интерференции в обучении необходимо целенаправленно сопоставлять похожие понятия, делать акцент на сходствах и отличиях.

Эффект расстояния - учись меньше, запоминай больше.

«Эффект расстояния» несомненно одно из самых главных открытий в области памяти. Главная идея эффекта расстояния такова – распределив занятия на несколько сессий, тебе понадобится намного меньше времени на обучение, чем если ты будешь заниматься один раз и долго. Сам Эббингауз провел на себе эксперимент.

Он учил 2 списка слов два дня подряд. В первый день он потратил 1 минуту, изучая список А, и 7,5 минут, изучая список В. На следующий день ему понадобилось 20 минут на список А, чтобы хорошо его запомнить. А на список В ему понадобилось всего 7,5 минут. Распределив время изучения равными промежутками Эббингауз сэкономил ¼ всего времени обучения.

Представь, что тебе нужно 3 часа, чтобы подготовиться к экзамену, занимаясь в один присест. Если ты распределишь занятия на 2-3 равные сессии на несколько дней, то тебе понадобится не 3 часа, а всего 2.

Распределение занятий не только экономит время, но, и повышает вероятность сохранения информации в долгосрочной памяти. Распределение дает тебе возможность создавать разные контексты и состояния (физические, умственные и окружение), что позволит легче изымать информацию в будущем (согласно зависимости от состояния и контекста).

Старайся избегать длительных занятий. Лучше раздели все обучение на равные блоки и занимайся ежедневно.

Извлечение – как достучаться до информации.

Извлечение — это механизм забора информации, которая хранится в мозгу. Успешное извлечение зависит от «сигналов». О них мы говорили выше. Ученые полагают, что во время извлечения информации из мозга проходит процесс активации «ассоциативных сетей». Сигнал активируется в мозгу и направляется к нужному воспоминанию. Одно воспоминание может быть связано с бесконечным числом сигналов. Если ни один подходящий сигнал не был активирован, воспоминание не может быть извлечено, даже если оно было очень хорошо закодировано.

Как же это работает на практике?

Представь, ты готовишься к экзамену на знание всех столиц мира (тебе называют страну, ты называешь столицу). Самый обычный и привычный каждому способ выучить столицы, это заучить пару страна - столица. Есть и другой способ. Ты смотришь различные фото столиц, с их достопримечательностями, короткие видео от людей говорящих на языке данной страны и т. д.

Какая же стратегия лучше сработает?

Первый способ ученые называют поверхностной переработкой информации. Так как ты не даешь ей никаких дополнительных значений. У тебя будет всего лишь одна связь между сигналом (страна) и информацией к запоминанию (столица). Вторая стратегия называется глубокая проработка информации, так как ты создаешь множество связей между страной, столицей ее людьми, достопримечательностями и т.д.

Если ты будешь работать по второй стратегии запоминания, то ты воспользуешься функционалом своей памяти в полной мере. Ученые доказали, что память работает по принципу поиска ассоциативных сетей. Если ты встречаешь одно понятие (страна), активируются нейронные проводящие пути, которые представляют это понятие. В результате активируются и соседние нейронные пути, которые кодируют родственные этому понятия. Образы и идеи приходят тебе на ум.

Например, когда ты слышишь Франция, тебе может прийти на ум французский флаг, Эйфелева башня, французское вино, сыр и многое другое. Этот процесс активации продолжается до тех пор, пока ты не начнешь думать о чем-то совсем другом.

Если ты ранее создавал связи между этими образами и с Францией, и с Парижем, тогда сигнал Франция активирует дополнительные, родственные этому понятию сигналы (Эйфелева башня, вино, сыр) и все эти связи или какая-то одна несомненно приведут к Парижу.

Если же ты поверхностно учишь только пару Франция - Париж, увидев или услышав слово Франция, не факт, что произойдет необходимая активация только от этого слова, а значит мозг не найдет никаких путей к слову Париж.

Для того чтобы увеличить шансы запоминания новых понятий, тебе следует создать как можно больше связей между новым понятием и уже существующим. Если целевое понятие связано с многими другими понятиями, процент того, что оно активируется и извлечется намного выше, чем если у понятия нет никаких связей.

Практические задания – самые сильные техники для активизации работы памяти.

Ученые доказали, что лучше сделать несколько практических заданий, чем еще раз изучить пройденный материал. Это называется «эффект теста». Но не все практические задания будут полезны. Лучшим практическим заданием для памяти будет так называемый «вызов из памяти». Это когда не предложено вариантов ответов, среди которых есть правильный. Например вопрос: Сколько человек проживает в Канаде? Или. Как по-немецки будет понедельник?

Есть другой вариант заданий, который называется «узнавание». Это вариант, когда ты видишь правильный ответ среди других вариантов. Например, «узнаванием» будет вопрос: Столица Канады Оттава или Монреаль?

Не важно какой тип экзамена или проверки знаний тебе предстоит в итоге, самой эффективной практикой будет «вызов из памяти». Причиной этому является то, что такой тип заданий стимулирует глубокий анализ изученного материала.

«Узнавание» слишком просто для мозга. Если ты готовишься к проверке перечитывая или пересматривая лекции, твой мозг говорит: «Я это уже видел. Не интересно!» И соответственно не прилагает никаких усилий и связи в мозгу бездействуют.

А вот «вызов из памяти» требует усилий. Ведь мозгу нужно сообразить какое воспоминание извлекать. Если ты практикуешься, задавая себе вопросы без вариантов ответов и никаких намеков на правильный ответ, то мозгу нужно построить путь от вопроса к ответу. И это помогает укрепить существующие связи или даже создать новые. В результате становится легче извлекать понятие из памяти в будущем, на проверке, экзамене или в реальной жизненной ситуации.

Почему ты чаще выбираешь тип задания «узнавание», а не «вызов из памяти»? Потому что эти задания 1. Не требуют усилий 2. Дают ложные ощущения успеха. Они не помогут тебе извлекать нужную информацию в реальных жизненных ситуациях.

Как бы то ни было, перечитывание информации или пересмотр уроков еще раз необходимы в том случае если информация не была усвоена, т. е. плохо закодирована. В этом случае можно и даже нужно выборочно проработать материал еще раз.

Также очень важно еще раз вернуться к пройденному материалу на этапе обратной связи, при наличии недочетов. Обратная связь очень важна в обучении. Ведь если ошибки остаются незамеченными, и неисправленными они могут накапливаться и укрепляться в памяти. Таким образом обратная связь — это необходимое дополнение любого обучения. Не имеет значение, когда происходит обратная связь, прямо во время практики или после.

И конечно же применение знаний в реальных жизненных ситуациях – это самый лучший способ укрепления и создания связей.

Старайся не обучаться, выполняя задания на узнавание, перечитывание лекций и записей. Лучше повторяй материал на практике, используя вопросы и задания без выбора ответа. В этом случае лучше работать по методу «вызова из памяти» (вопросы и задания без вариантов ответов). Используй тип задания «узнавание» если этого требует конечная цель и только ¼ времени всего повторения. Выборочно возвращайся к пройденному материалу и пересматривай или перечитывай его только в тех случаях, если ты его плохо усвоил и не можешь вспомнить. Проверяй свои ответы.

И небольшая классификация памяти напоследок.

Что же такое память?

С научной точки зрения память — это множество когнитивных систем, которые позволяют нам хранить информацию определенное количество времени. А это, в свою очередь, позволяет нам учиться на опыте прошлого и предвидеть будущее.

Первый шаг к лучшему запоминанию – понять, как работает память.

Приведем совсем небольшую классификацию памяти. Есть 2 основных вида:

  • ретроспективная
  • проспективная

Первая это память прошлого (все, что с нами уже произошло). Вторая - память будущего. Без проспективной памяти ты бы не помнил, что тебе нужно идти на работу утром и не завел бы вечером будильник.

Ретроспективную память можно поделить по принципу того, что она хранит.

  • процедурная
  • декларативная

Процедурная память – это память навыков, способность выполнять действия. Если бы твоя процедурная память перестала работать, ты бы не смог почистить зубы и принять душ. Этот тип памяти демонстрирует наши умения. Но мы не всегда можем их озвучить словами.

Декларативная память – это либо память фактов и значений (семантическая), либо память событий (эпизодическая). Без семантической памяти ты бы не смог понять содержание того, что твой друг или коллега говорит. Без эпизодической памяти ты бы не смог пересказать, как прошел твой день.

Еще можно делить память по длительности.

Рабочая память – управляет информацией и хранит ее короткие промежутки времени. Разговор с коллегой, обсуждение проблем на собрании и планирование выходных было бы невозможным без рабочей памяти.

Долгосрочная память - служит хранилищем информации на долгие сроки. Почти все, что мы ежедневно делаем зависит от этого типа памяти, например, способность добраться с работы до дома или вождение автомобиля.

Остановимся подробнее на декларативной памяти. Разберемся как проходит процесс запоминания фактов, дат, имен, языков и различных идей.

В НАЧАЛО

СТАТЬИ

Чек-лист эффективного курса разговорного английского

Проверь любой курс на эффективность, опираясь на научные исследования памяти человека и здравый смысл.

Почему стоит учиться у нас

Коротко о главном